Позиция Татарстана не можеть быть неуслышанной
28 октября 2004 года
Некоторые поспешили заявить, что лидер республики "пошел против линии Путина", другие усмотрели очередную хитрую игру, согласованную с московским Кремлем, а большинство читателей газет, телезрителей просто запутались, на наш взгляд, в этих комментариях и обрывочном цитировании и пересказе слов Президента Татарстана. В связи с этим "ВиД" решил опубликовать полный текст выступления Минтимера Шаймиева на сессии Госовета РТ 25 октября 2004 года. Как говорится, имеющий уши да услышит, имеющий разум поймет.
Уважаемые народные депутаты!
Обсуждаемую сегодня проблему простой не назовешь. Вспоминается начало 90-х годов, когда мы только начинали осваивать уроки гласности и демократии. Был плюрализм мнений, свободно высказывались различные точки зрения, но мы находили общий язык. Тогда были другие задачи. Одна часть, их по сегодняшним меркам можно было бы назвать республиканцами, боролась за становление государственности. Другие - федералисты - говорили, что нам таким путем идти нельзя, что будущее республики определится через соблюдение единообразия нашего житья-бытья в рамках единого государства.
По сегодняшнему обсуждению сказать, что кто-то не прав, невозможно. За последние пятнадцать лет депутатский корпус республики наработал большой опыт, а к сегодняшнему дню он пришел сильно обновленным. Все помним, какой мы с вами прошли путь, и какая была приверженность у депутатского корпуса к демократическим процессам вне зависимости от партийной принадлежности, да и от всего остального. Мы с вами наблюдаем, как в последнее время проходят заседания Государственной Думы РФ. Если бы там было столько свободы и возможности смело и убежденно высказывать свое мнение, как в Татарстане, если бы в России была такая же стабильность, управляемость и степень либерализации экономики, как в Татарстане, то Президенту Путину не было бы необходимости выходить с таким предложением. Это моя точка зрения.
Любые выборы у нас всегда критиковали, но как бы ни было, за эти годы мы научились проводить выборы организованно, а наши избиратели стали зрелыми. Пройденному пути надо отдать должное, но сегодня необходимо исходить из точки зрения состояния нашего общества, в данном случае и татарстанского. С учетом тех политических и экономических реформ, которые осуществляются в нашей республике.
Сегодня было много самых разных выступлений, в том числе очень критичных. Однако я должен сказать не только о судьбе Татарстана, но и в целом Российской Федерации. Как я и ожидал, никто из выступающих сегодня не ответил на вопрос, как же быть в этой ситуации. Как быть, что нужно предпринять? Никто не говорил и того, что сегодняшнее состояние России нормальное. Если бы оно было нормальным, тогда, действительно, не нужно ничего делать. Думаю, большинство из вас поддерживает, что общество в таком состоянии тоже не должно находиться. Да, мы с вами глотнули воздух свободы, демократии - прекрасно. И при этом в целом Россия не может последовательно проводить ни политические, ни экономические реформы. Возникает вопрос - тот ли этот путь, так ли надо поступать? Ответа на этот вопрос не даем, больше возмущаемся.
Мне кажется, если бы все было как в Татарстане, реформы можно было проводить более спокойно, не ударяясь в крайности. Но этого нет. Уже минимум три раза проводились свободные выборы глав регионов Российской Федерации, в результате которых к власти пришли примерно 70 процентов несостоятельных людей, да и сейчас их около 50 процентов. Это большой процент для такой страны, как Россия. Люди пришли к власти разными путями. Пришли, как об этом сегодня справедливо упомянули, или из-за больших денег, путем подкупа - палитра разнообразная, все что хотите можно найти. И это не эпизод, к сожаленью.
Выборы Президента Татарстана проходили уже давно. Помните, как выдвигались в кандидаты люди, которые до и после этого сидели в тюрьме. Положим, не в Татарстане, а в других регионах такие люди могли прийти к власти. Есть же такие. А все это преподносится как выбор народа, хотя это далеко не так. Да что греха таить, вы знаете, какие депутаты работали в самой Государственной Думе в прошлых созывах. Отчасти не исключаю и этот созыв, хотя и я причастен к партии, образующей самую крупную фракцию. В данном случае я беру не только эту фракцию.
Значит, что-то нужно делать. Президент Российской Федерации предлагает вот эти меры. Я неоднократно говорил о том, что он с самого начала хочет выстроить примерно такую властную вертикаль, какая есть в Татарстане. Это так, хотя с нами и судились по этому вопросу и многим другим политическим и экономическим вопросам, хотели досрочно распустить парламент. Но так получается, что наш мудрый парламент во всех созывах принимает нормальные решения, оказывается. По сути дела, адекватно отвечает на вызов времени и проводит реформы. Так мы с вами, уважаемые депутаты, нравится нам это или нет, становимся политиками.
Сегодня речь идет не об отказе Президента Российской Федерации от выборов или о разгоне Государственной Думы и Совета Федерации. Речь идет действительно об изменении порядка избрания руководителей регионов. Я думаю, что это вынужденная мера. Было бы неискренне сказать, что она безболезненна и не предполагает отхода от демократических принципов. Но это одна из тех мер, которые нужно принять для того чтобы Россия была способна проводить реформы и стать цивилизованным государством.
Видимо, другой возможности нет, все только критикуют, а рецептов не дают. Поэтому надо хорошо осмыслить. Когда этот вопрос только вынашивался, я выступил на расширенном заседании Кабинета министров РФ и высказал свое мнение. Могу сказать, что, концептуально поддержав, очень серьезно поставил ряд требований. В зале заседаний были все губернаторы, в какой-то степени они все одобрили, что с введением такой формы избрания глав регионов никаких промежуточных структур между органами федеральной и региональной власти не должно быть. Во время своего выступления я с трибуны обратился к Владимиру Владимировичу Путину и поставил вопрос: "Мы вам сильные нужны или слабые?" Он говорит: "Сильные нужны". Тогда я сказал, что если мы нужны сильные, тогда и соответствующие полномочия должны иметь. Конечно, я даю себе ясный отчет, какие мнения возобладают, если не сказать большего, в российских политических кругах среди людей, которые ищут очень простые решения. Но простых решений, как и раньше, для России сегодня нет. И те, кто их упрощает, обрекают развитие российского государства на неуспех.
Прежде чем концептуально поддержать изменения в данный российский законопроект, я поставил ряд серьезных вопросов, касающихся национально-территориальных образований, республик, Татарстана в частности. Иначе я и на трибуну не пошел бы, мы с вами друг друга довольно-таки хорошо знаем. Тогда по приезде из Москвы я в интервью кратко, но достаточно ясно сказал, что без учета мнений высших органов государственной власти Татарстана в связи с обсуждаемым законопроектом какие-то шаги в отношении нашей республики не будут предприниматься. Сегодня, считаю, это необходимо повторить.
Есть исторические параллели, как этот неизбежный тернистый путь проходили другие страны. Есть обобщенный анализ опыта развития стран, переходящих на рыночную экономику. Каким путем они идут и как вынуждены жить сегодня? Может быть, делают шаг вперед, два назад, а потом два вперед или три вперед и т.д.? Опыт показывает, что в абсолютном большинстве стран, как правило, выход в разряд цивилизованных демократических стран стал тупиковым из-за несвоевременной либерализации экономики. Вначале, как говорится, стопроцентно провозглашаются права человека и народов в соответствии с конституциями и международными правами, а общество оказывается неподготовленным осуществить продекларированные демократические принципы. Так получается разрыв между политическими и экономическими реформами. Видимо, и Россия в какой-то степени столкнулась теперь вот с этой проблемой.
Я всегда говорил, что политические реформы не должны так далеко отрываться от экономических. Давайте мы их будем вести в сочетании, что мы с вами и делали в Татарстане за эти годы. Не хочу говорить, что весь этот путь проходим идеально, но проходим мы его с меньшими издержками. Согласен с депутатами, которые говорят о судьбе демократии в будущем. Мы все об этом думаем, по-другому жить уже не хотим. Если бы хотели жить иначе, и сегодняшних выступлений не было бы. Никто не хочет жить по-старому, если даже у кого-то идеология его политической партии оправдывает прежний режим.
В то же время я считаю, что принимаемое сегодня постановление Государственного Совета нашей республики должно содержать ряд принципиальных пунктов, и это должно стать нашей позицией. Мы ни в какой форме не должны соглашаться с возможностью роспуска Государственного Совета Татарстана. В мире есть такая практика, что парламенты избирают и президентов суверенных государств. Но есть сам парламент, избираемый народом. Он - глас народа. Неважно, по партийным спискам или по-другому будет избираться парламент, но он избирается нашим народом. Поэтому мы четко должны высказать позицию Государственного Совета. В дальнейшем, как законопроект пройдет в Госдуме первое чтение, мы должны дать формулировку о том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в нашем случае Государственный совет РТ, именно избирает высшее должностное лицо, а не наделяет полномочиями. Это очень принципиальный вопрос. Есть еще несколько регламентных моментов (например, в случае отклонения кандидатуры), мы должны высказываться по ним и сегодня на этом заседании, и в ходе чтений в Государственной Думе через наших депутатов. Позиция Республики Татарстан должна иметь право на жизнь.
"ВиД"